Все еще пересматриваю серии с Четвертым и продолжаю пространно размышлять над его отношением к спутникам…

Десятый и Девятый за исключением случаев, когда это неизбежно, не берут на себя роль старших в команде. Им хватает того, что за весь мир отвечать приходится. Хотя бы с компаньонами они по возможности стремятся к равенству.

Я уже писала о том, что Четвертый не видит в спутниках равных. Они для него не самостоятельные люди, способные отвечать за свои поступки. Но у этого есть и вторая сторона. Он не только ими командует. Он еще и берет на себя ответственность за все, что с ними происходит.


Галлифрей еще цел-невредим. На Четвертом еще не лежит громадная ответственность за весь мир. Он не обязан решать все проблемы. Это и без него есть кому сделать.

Людям он помогает только из личной симпатии или по чьей-то просьбе. Нет еще этой мотивации Десятого «кто, если не я?» , «я должен тебя остановить».
За случайно погибших в процессе людей он тоже сильно не переживает. Ну умерло пять человек… Зато два осталось. Хоть кого-то спас и ладно. Он не обязан спасать всех. Он вообще не считает себя обязанным их спасать. Он это делает не по долгу, а по собственному выбору.

Четвертый отвечает только за себя, за свои поступки и за свой выбор. И этот груз он берет на себя целиком и не позволяет никому это с ним разделить.
Это Десятый благодарно примет, когда Донна вместе с ним положит руку на рычаг в Помпеях. Четвертый же никому не доверит прикоснуться к проводочкам, с помощью которых можно взорвать далеков.

Но, если за посторонних людей Доктор себя ответственным не считает, то со спутниками ситуация прямо противоположная. Именно он их с собой позвал, выдернул по собственной прихоти из привычной безопасной жизни и потянул с собой рисковать. И не важно, что спутники сами с удовольствием с ним пошли, а Лила и вовсе нахально залезла в Тардис и уцепилась всеми лапками за консоль. Не важно, что все они взрослые люди. Доктор обязан сделать так, чтобы с ними ничего не случилось.

читать дальше