Решила отдохнуть после экзамена и перечить одну из любимых книг. Несколько лет я её не перечитывала и сейчас увидела совершенно по-новому. Это же роман о страхе. Дракула просто символ нашего страха. Даже сама форма, выбранная автором, способствует нагнетанию атмосферы. Дневники, письма, отчеты, истории болезни, газетные сплетни. Как яркие беспорядочные вспышки. Постоянная смена рассказчика, смена темпа повествования. Крики разносчиков газет, размеренный голос Сьюарда, вопли Ренфилда…

Лондон, преломляется в сознании героев романа. И читатель видит его таким. Похоже на комнату с зеркальными стенами. Бесконечные коридоры. Реальность неотделима от иллюзии. Лондон Шерлока Холмса, Джека Потрошителя, Джекила и Хайда. Именно здесь поселяется Дракула. Конечно же, страх не мог выбрать места лучше, чем застегнутый на все пуговицы викторианский Лондон.

Самое интересное, что самого Дракулы в романе мы не увидим и не услышим. А вот догадки, иллюзии, сны, горячечный бред – этого предостаточно. Кажется, его видели, кажется, знают, кто он. А может быть, и не знают. Может быть, его и совсем не было. Может быть, он у вас за спиной? Или прячется в лондонском тумане?

Страх в чистом виде, пусть и персонифицированный. Безотчетный, необъяснимый ужас, от которого каменеешь. Такой густой, что трудно дышать.

Отношение героев к Дракуле – различное восприятие страха. Ван Хельсинг – настоящий ученый, рационалист – хочет лишить страх мистической ауры, объяснить и победить. Рэнфилд становится рабом страха. Мина стремиться понять. Она принимает страх, ведь он часть жизни, но Мина противопоставляет страху все доброе и светлое, что есть в этом мире. Ее любовь, ее преданность Джонатану помогает ей защититься от страха и в итоге остаться собой, сохранить свою душу.

Несмотря на эпилог и формальную законченность, остается чувство открытого финала. Не осталось документов, нет доказательств. Можно верить в реальную опасность страха, а можно фыркнуть: «Сказки!». Герои верят, а вы, господин читатель?