Краткость краткостью, но неутомимый парадоксалист Сати должен был и тут перевернуть все с ног на голову и еще в 1892 году создал опус, воплотивший в себе весь будущий музыкальный минимализм и концептуализм. Опус этот называется Vexation, дословно это трудное слово переводится как «раздражение, досада, мучения». Состоит он из трех музыкальных фраз, которые, по инструкции композитора, должны повторяться ни много, ни мало – 840 раз. Не удивительно, что премьеры этот опус дожидался долгие 70 лет, и еще менее удивительно, что организовал эту премьеру в 1963 году в Нью-Йорке никто иной, как Джон Кейдж. Тогда Vexation Сати, сменяя друг друга, исполняли один за другим целый отряд пианистов, и исполнение растянулось на 18 часов 40 минут. С тех пор, уже в новую авангардную эпоху – Сати явно родился не вовремя – Vexation исполнялась неоднократно такими же отрядами пианистов причем исполнения эти затягивались, как правило, на 24 часа. Особо примечательна оркестровая версия, исполненная так называемым Great Learning Orchestra в 1999 году в Швеции, когда музыканты, сменяя друг друга, уходили поесть, поспать, временами в зрительном зале не было ни души, но музыка продолжалась. Потрясающее чтение представляют собой сделанные во время концерта записи как его участников так и зрителей, которые то погружаются в волшебный медитативный транс, то проклинают себя за упорство, с которым они продолжают слушать эту музыку.



Стянула отсюда